• Присоединяйтесь к нам:

+375 17 397-33-55

+375 29 635-33-55

+375 33 635-33-55

Как продолжать работать, когда совсем не хочется

Понедельник – самое время поговорить о самомотивации, не правда ли? Мотивировать самого себя трудно. Этот процесс можно сравнить с подвигом барона Мюнхгаузена: сохранять энтузиазм на протяжении всего времени работы над проектом или даже всей карьеры немногим проще, чем вытаскивать себя из болота за волосы. Кажется, сама наша психика противится постоянным усилиям — и здесь не помогут ни литры кофе, ни вдохновляющие цитаты. Однако эффективные специалисты владеют сложным искусством самомотивации — и это одна из черт, отличающих их от прочих людей. Но как заставить себя двигаться к цели, когда совсем не хочется?

Конечно, мотивация у каждого своя. То, что вдохновляет Вашего коллегу, может не впечатлить Вас. Кроме того, некоторые люди проявляют больше упорства, чем другие. Однако есть несколько эффективных стратегий, помогающих завершить самые разные начинания — например, похудеть, накопить на старость или внедрить в компании сложную инициативу. Если вы хоть раз останавливались на пути к достижимой цели из-за прокрастинации или нерешительности (с кем не бывало?), Вам будет полезна эта статья. Поддержать вашу мотивацию помогут четыре набора приемов: целеполагание, выбор эффективного поощрения, подпитка прогресса и поддержка (прямая или косвенная) окружающих.

1. Думайте о Ваших целях, а не о проблемах

Важность целеполагания подтверждают многие исследования. Известно, что при наличии заранее определенного плана специалисты по продажам заключают больше сделок, а люди, занимающиеся спортом, получают большую отдачу от тренировок. Абстрактные цели («постараться сделать лучше») работают заметно хуже конкретных («привлечь 10 новых клиентов за месяц» или «пройти за день 10 тыс. шагов»).

Итак, первое правило таково: цели, которых вы хотите достичь, должны быть конкретными. Кроме того, эти цели должны по возможности вызывать внутреннюю, а не внешнюю мотивацию (внутренняя мотивация предполагает, что цель важна сама по себе; внешняя — что это лишь способ получить награду или избежать наказания).

Если это невозможно (мы ведь не всегда делаем то, что любим), важно научиться находить в работе хотя бы что-то приятное. Чаще думайте о том, как получить удовлетворение от выполнения своих обязанностей. Возможно, нелюбимая должность дает вам шанс показать свои умения руководству, или обрасти полезными связями, или помочь множеству людей. Наконец, вы всегда можете разбавить скучные дела чем-то приятным: слушайте музыку, разбирая почту, или занимайтесь рутиной в компании друзей, семьи или близких коллег.

2. Найдите эффективные поощрения

Если перед вами стоит особо сложная задача или у вас начался непростой карьерный период, придумайте для себя внешние мотиваторы — краткосрочные или среднесрочные. Будет особенно хорошо, если они дополнят вознаграждение от организации. Например, решите, что после завершения проекта вы возьмете отпуск; а если, скажем, вам удастся сбросить вес, вы побалуете себя желанной покупкой.

Но старайтесь избегать ложных целей. Не стоит вознаграждать себя, скажем, за количество выполненных задач или скорость работы, если ваша истинная цель — повысить качество. Бухгалтер, поощряющий себя за быстрое завершение аудиторского проекта, наверняка наделал кучу ошибок; а специалист по продажам, купивший себе подарок за некую сумму продаж без учета доли повторных покупок, вероятно, потерял часть клиентов.

Другая ошибка — выбирать поощрения, уничтожающие достигнутый результат. Если вы наконец-то сбросили вес, не стоит отмечать это достижение тортом: так вы вернете дурные привычки — и пару килограммов, от которых с таким трудом избавлялись. Если в награду за ударную работу на прошлой неделе вы позволите себе расслабиться на текущей, это смажет впечатление от ваших успехов. Психологи отмечают, что достижение поставленных целей люди часто воспринимают как некую индульгенцию — и в итоге делают шаг назад.

3. Подпитывайте прогресс

Как правило, всплеск мотивации происходит в начале и в конце проекта, а середина «провисает». К счастью, есть способы преодолеть эту нашу слабость.

Первый — ставить промежуточные цели. Если временные интервалы между такими целями будут небольшими (допустим, вы будете ставить не только квартальные, но и недельные цели по продажам), времени на провисание просто не останется.

Второй способ — изменить взгляд на достигнутый прогресс. Когда мы чувствуем, что проделали значительную часть пути и цель близка, мы наращиваем усилия. Так, потребители начинают тратить больше, когда видят, что скоро сумма покупок позволит им получить награду по программе лояльности. Попробуйте мысленно отодвинуть начало проекта подальше в прошлое — например, отсчитывайте его время не от начала работы, а от момента появления идеи.

Еще одна психологическая уловка — сосредоточиться в первой половине проекта на том, что уже сделано, а во второй — на том, что осталось. По нашим данным, это помогает повысить мотивацию. Например, чтобы стимулировать покупки, вначале полезно показывать клиенту, сколько он уже купил («вы совершили уже две покупки из десяти!»), а в конце — сколько еще надо купить («вы всего в двух покупках от бонуса!»).

Эта тактика хорошо работает и для рутинных задач (скажем, разослать 40 благодарственных писем), и для более сложных (научиться играть на фортепиано). Человек, делающий рассылку, для повышения мотивации сначала должен думать о том, как растет объем сделанного, а после 20 писем — о том, как сокращается объем несделанного. Пианисту-новичку сначала полезно считать выученные гаммы и освоенные навыки, а затем, по мере совершенствования, думать о том, какие технические приемы осталось изучить.

4. Используйте влияние окружающих

Человек — существо социальное. Мы постоянно оглядываемся — и во многом ориентируемся — на действия других. Даже простое соседство с продуктивным коллегой может улучшить наши результаты. Однако с мотивацией все несколько сложнее. При виде коллеги, легко справляющегося с задачей, которая нас самих ставит в тупик, мы можем отреагировать по-разному: либо вдохновиться и начать подражать способному коллеге, либо потерять мотивацию и решить, что другие сделают эту работу лучше вас. В этом нет ничего странного: люди как вид преуспели именно благодаря специализации и развитию индивидуальных способностей.

Беда в том, что делегировать задачи удается не всегда (особенно на работе). Но можно использовать влияние среды в своих интересах. Не стоит пассивно наблюдать за целеустремленным и успешным коллегой: это может вас демотивировать. Лучше поинтересуйтесь у него, ради чего он так усердно трудится и почему считает это важным.

Еще один способ использовать положительное влияние среды — осознать, что далеко не всегда завершить начатое вдохновляют нас те, кто сам успешно занимался чем-то подобным. Чаще всего это просто наши единомышленники — друзья, близкие или наставники. Подумайте об этих людях и о том, как они порадуются вашим успехам, — это может стать мощным внутренним стимулом. Женщина найдет удовлетворение в монотонной работе, если почувствует, что своим трудом подает хороший пример дочери; а мужчина станет охотнее заниматься спортом, если представит, как ярко будет выглядеть потом в компании друзей.

В позитивной психологии есть понятие потока — состояния активного, приятного и глубокого погружения в какое-либо занятие. Увы, в повседневной жизни состояния потока достичь трудно — или оно быстро проходит. Куда чаще мы чувствуем себя Мюнхгаузеном в болоте. Если вам приходится тянуть себя за волосы к важной цели, отыщите внутренние и внешние мотиваторы, выберите себе хорошие поощрения, смещайте фокус внимания вперед или назад в зависимости от близости к финишу — и не забудьте использовать влияние среды. Самомотивация — один из самых сложных навыков, но без нее не достичь успеха.

По материалам сайта https://hbr-russia.ru/